Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Бухгалтерский учет в 2018-2019 годах (план счетов и принципы)

Бухгалтерский учет – избежать его не может ни одна организация. На данный момент в бухгалтерской сфере установилось некое затишье. Однако перемены, причем достаточно существенные, уже не за горами. Не пропустить ни одно из нововведений бухгалтерского учета, а также разобраться во всех тонкостях уже существующих правил вам помогут материалы данного раздела нашего сайта.

Подробнее
Первичные документы бухгалтерского учета в 2018-2019 годах
Вчера
Как правильно заполнить счет на оплату с НДС (образец)
Счет с НДС образца унифицированной формы не имеет. Но есть определенные обязательные реквизиты и некоторые правила заполнения, о которых мы и поговорим в нашей статье.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
30 июл 2019
Требование бухгалтера теперь закон!
Трудовой договор
26 июл 2019
Как прописать премию в трудовом договоре - пример
Как прописать премию в трудовом договоре – пример приведен в нашей статье - зависит от наличия (отсутствия) у работодателя внутреннего документа, содержащего правила премирования. Рассмотрим, какой может быть такая запись.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
24 июл 2019
Спорные моменты отражения выручки с НДС или без (90 и 91 счет)
Вопрос, отражается выручка с НДС или без НДС на счетах учета финансовых результатов, может стать проблемой для некоторых бухгалтеров. Разберемся, как же правильно отразить выручку - с НДС или без него.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
24 июл 2019
Какие основания и как списать НДС на 91 счет?
Списание НДС на 91 счет используется, когда по тем или иным причинам входной налог невозможно принять к вычету (например, отсутствует счет-фактура, а налог выделен отдельной строкой в документе прихода). В этой статье мы рассмотрим несколько ситуаций, при которых НДС безопаснее отнести на счет прочих расходов.
Первичные документы бухгалтерского учета в 2018-2019 годах
22 июл 2019
Образец акта выполненных работ без НДС
Акт выполненных работ без НДС - образец его приведен в нашей статье - оформляется по правилам, схожим с теми, которые действуют для аналогичного документа, формируемого с НДС. А в чем отличия, вы узнаете из нашей статьи.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
17 июл 2019
Как ведется учет НДС по приобретенным ценностям
Учет НДС по приобретенным ценностям ведется на специальном бухгалтерском счете 19. Этот счет применяется независимо от того, осуществляет ли компания лишь налогооблагаемые операции или еще и необлагаемые. Как это происходит, подробно и на проводках покажем в нашей статье.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
11 июл 2019
Проводка "НДС принят к вычету": как отразить в учете?
Проводка «НДС принят к вычету» позволяет уменьшить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет. Поэтому бухгалтеру важно знать, как должна выглядеть такая проводка и в какой момент ее следует сделать. Об этом мы расскажем в нашей статье.
Первичные документы бухгалтерского учета в 2018-2019 годах
10 июл 2019
Как заполнить товарную накладную (ТОРГ-12) при работе без НДС - образец
«Товарная накладная без НДС образец» — поискав информацию с помощью такой фразы в Сети, вы вряд ли найдете какие-либо действительно актуальные разъяснения. Почему — расскажем далее. Так же вы узнаете, как правильно заполнить накладную по форме ТОРГ-12 в случае отгрузки ТМЦ без НДС, каковы особенности заполнения графы 13 и что делать, если получена неправильная товарная накладная.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
09 июл 2019
Порядок отражения НДС по авансовым отчетам в бухгалтерском учете
Учет НДС по авансовым отчетам имеет ряд особенностей, которые основываются на наличии документов, представляемых подотчетным лицом. Например, право воспользоваться вычетом по НДС по авансовому отчету появляется в том случае, когда продавец выписывает счет-фактуру.

Основы бухгалтерского учета. Нормативная база

Базовые принципы бухгалтерского учета

Для чего мы ведем бухучет (функции)

Объекты и методы бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерские формы: документы, регистры, отчетность

 

Основы бухгалтерского учета. Нормативная база

Бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так его определяет Федеральный закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ — основной бухгалтерский НПА.

Подробнее о законе вы можете узнать из этой рубрики сайта.

Он устанавливает общие правила и принципы бухгалтерского учета, можно сказать, учетную канву. Затем эти правила детализируются и конкретизируются в нормативных актах более низкого ранга.

Согласно самому закону 402-ФЗ такими НПА должны быть стандарты бухгалтерского учета — федеральные и отраслевые. Но в настоящее время они пока находятся в процессе разработки, а их функции выполняют давно нам известные положения по бухгалтерскому учету — ПБУ. С 2019 года стандарты должны начать постепенно вытеснять ПБУ из бухгалтерского поля. Полная замена одних другими (планируется, что стандартов будет 40) должна осуществиться к 2022 году.

Как только процесс пойдет, мы начнем сообщать об этом в нашей специальной рубрике, посвященной нормативному регулированию бухгалтерского учета.

Следом за общими бухстандартами в иерархии нормативного регулирования бухгалтерского учета располагаются рекомендации, призванные обеспечить правильное применение стандартов, а также собственные стандарты субъекта, учитывающие его собственную специфику. Применение рекомендаций и разработка внутренних учетных стандартов являются добровольными.

Базовые принципы бухгалтерского учета

Понятие «принципы» можно определить как руководящие положения, основные правила, которые лежат в основе чего-либо, задают рамки.

Применительно к бухгалтерскому учету принципы раскрываются в перечне допущений и требований к учетной политике и учету в целом, представленных в ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Они следующие:

  1. Принцип имущественной обособленности — означает, что имущество организации существует отдельно от имущества других лиц, в том числе от имущества ее собственников.
  2. Допущение непрерывности деятельности — предполагается, что организация продолжит работать в обозримом будущем, не планирует сворачивание деятельности или закрытие.
  3. Последовательность применения учетной политики, стабильность принятых правил бухгалтерского учета из года в год.

О том, как составить учетную политику, читайте здесь.

  1. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности — так сложно назван всем нам известный принцип начислений, т. е. привязка фактов к тому периоду, к которому они относятся, независимо от оплаты.

О методе начисления рассказывает этот материал.

Это были допущения. Теперь назовем требования к бухгалтерскому учету:

  • Требование полноты — отражаем в учете все состоявшиеся хозфакты, без изъятий.
  • Своевременность отражения фактов в бухгалтерском учете и отчетности — отражаем сразу, как только факт совершился, или в самое ближайшее время.
  • Требование осмотрительности — с большей готовностью признаем в бухгалтерском учете расходы и обязательства, чем возможные доходы и активы, не допускаем создания скрытых резервов.
  • Приоритет содержания перед правовой формой — исходим прежде всего из экономической сути операции, а не из того, как назван договор.
  • Требование непротиворечивости — следим за тождеством аналитического учета синтетическому, сопоставляем аналитику с оборотами и остатками по счетам бухгалтерского учета на последний день каждого месяца.
  • Рациональность ведения бухгалтерского учета — при выборе учетных правил учитываем масштабы бизнеса. Пример реализации этого принципа — право на упрощенные учет и отчетность у небольших компаний.

Помимо указанных выше требований и допущений в качестве ключевых правил бухгалтерского учета также называют:

  • непрерывность — ведение учета от создания до закрытия организации;
  • денежное измерение;
  • двойственность: актив (что это?) — пассив (откуда взялось?);
  • сплошное документирование и др.

В соблюдении последнего вам поможет подборка материалов из рубрики «Документы бухгалтерского учета».

Для чего мы ведем бухучет (функции)

Бухгалтерский учет — это не просто прихоть законодателя. У него совершенно определенные цели, задачи и функции.

Так, основная цель бухгалтерского учета состоит в формировании объективной и достоверной картины имущественного положения фирмы. Знание о нем важно для внешних и внутренних пользователей.

Первые используют его с целью контроля (налоговики, собственники), инвестирования средств (потенциальные инвесторы) или для оценки целесообразности сотрудничества с компанией (поставщики, покупатели, кредиторы).

Вторым информация, которую поставляет бухгалтерский учет, необходима для оценки и повышения эффективности работы, изыскания резервов роста, ликвидации факторов, ему мешающих.

В свете указанного к задачам бухгалтерского учета можно отнести:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее результатах и имущественном положении;
  • обеспечение этой информацией всех заинтересованных пользователей;
  • своевременное предупреждение и предотвращение отрицательных результатов деятельности.

Из всего этого вытекают и функции. Бухгалтерскому учету свойственны следующие из них:

  • информационная;
  • контрольная;
  • обеспечения сохранности имущества;
  • аналитическая.

Но все это теория, которую каждый может прочитать в любом учебнике по бухучету. А цели нашего сайта — вполне конкретные, практические. Наши материалы помогут вам организовать с нуля или отладить уже имеющуюся систему бухгалтерского учета, разработать учетную политику и план счетов бухгалтерского учета, ответят на непростые вопросы по отражению в учете тех или иных операций, которые регулярно возникают в работе любого бухгалтера.

Всё это — в рубрике «Ведение бухгалтерского учета».

Объекты и методы бухгалтерского учета

Мы уже выяснили, что бухгалтерский учет ведется в отношении любого и каждого факта хозжизни организации. Но это не единственный его объект. Также бухгалтерский учет занимается:

  • активами фирмы;

См., например, эту статью об учете МПЗ.

  • ее обязательствами;

Об учете кредиторской задолженности узнайте из этого материала.

  • источниками формирования активов;

О таком источнике, как нераспределенная прибыль, можно прочесть здесь.

  • доходами и расходами.

Метод бухгалтерского учета — это те способы и приемы, с помощью которых собственно и осуществляется бухгалтерский учет. Они всем хорошо известны, в частности это:

  • документирование;
  • использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи;
  • инвентаризация и др.

Ведение бухгалтерского учета

Это, пожалуй, основная рубрика данного раздела нашего сайта, основной составляющей которой является именно практический бухгалтерский учет.

Здесь вы найдете материалы на любые случаи бухгалтерской жизни.

Начните с учетной политики.

Ей посвящена эта статья.

С помощью данной публикации проверьте, правильно ли сформировали рабочий план счетов бухгалтерского учета 2018-2019 гг.

Проинвентаризируйте дебиторку (ДЗ) и кредиторку (КЗ).

О том, как это сделать, рассказывает этот материал. В нем же можно найти и скачать форму или заполненный образец акта инвентаризации.

Выявили просроченные долги? Спишите их в бухгалтерском учете и учтите для налогообложения, предварительно изучив соответствующие статьи.

Материал, посвященный ДЗ, вы найдете здесь, а о КЗ — здесь.

И конечно же, бухгалтерский учет — это проводки. От корректного отражения операций по счетам напрямую зависят полнота и достоверность получаемой на выходе отчетности. В данной рубрике вы найдете проводки практически по любой ситуации. Начиная с бухгалтерского учета дивидендов и заканчивая начислением обязательных платежей: НДС, налога на прибыль, торгового сбора и др.

Просто напишите слово «проводки» в поле поиска — и получите полный перечень материалов с проводками бухгалтерского учета наиболее массовых операций.

Бухгалтерские формы: документы, регистры, отчетность

Бухгалтерский учет невозможно представить себе без документов. Вот почему для них мы создали отдельную большую рубрику, в которой рассказываем все о документации.

Не каждая бумага с подписью и печатью может удостоиться чести стать первичным документом бухгалтерского учета. Для этого она должна отвечать строгим требованиям, которые предусмотрены законом.

Что это за требования и каковы последствия их нарушения, узнайте здесь.

Первичный документ — это начальное звено в цепочке «документ — регистр — отчетность». Информация из всей массы поступающей в бухгалтерию первички систематизируется, регистрируется и накапливается в регистрах бухгалтерского учета. Это различные карточки, книги, ведомости и т. п.

Подробнее о регистрах читайте здесь.

Конечно, сейчас никто уже не ведет бухгалтерский учет на бумаге. В основном учетная работа компьютеризирована и автоматизирована. В электронном виде может оформляться все: и документы, и регистры, и отчетность.

Но правильность работы программы все-таки зависит от человека – бухгалтера. Поэтому знать общие правила создания, к примеру, оборотной ведомости необходимо. И мы рассказываем о них в материалах данной рубрики.

См., например, статью по оборотке счета 71.

И конечно, в этой рубрике вы найдете все многообразие форм первичной документации бухгалтерского учета: по кассе и кадрам, основным средствам и материалам, инвентаризации и даже специфические документы для строительства, розницы, общепита и т. п. Здесь доступны не только комментарии по заполнению форм, но и их бланки и даже заполненные образцы. Мы стараемся делать всё, чтобы ваш бухгалтерский учет стал проще.