Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)

Ведение бухгалтерского учета — обязанность любой компании независимо от ее организационно-правовой формы, применяемого налогового режима и иных особенностей деятельности. В этой рубрике мы представляем подборку материалов по ведению бухгалтерского учета в различных ситуациях и для различных операций.

Подробнее
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
30 июл 2019
Требование бухгалтера теперь закон!
Трудовой договор
26 июл 2019
Как прописать премию в трудовом договоре - пример
Как прописать премию в трудовом договоре – пример приведен в нашей статье - зависит от наличия (отсутствия) у работодателя внутреннего документа, содержащего правила премирования. Рассмотрим, какой может быть такая запись.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
24 июл 2019
Спорные моменты отражения выручки с НДС или без (90 и 91 счет)
Вопрос, отражается выручка с НДС или без НДС на счетах учета финансовых результатов, может стать проблемой для некоторых бухгалтеров. Разберемся, как же правильно отразить выручку - с НДС или без него.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
24 июл 2019
Какие основания и как списать НДС на 91 счет?
Списание НДС на 91 счет используется, когда по тем или иным причинам входной налог невозможно принять к вычету (например, отсутствует счет-фактура, а налог выделен отдельной строкой в документе прихода). В этой статье мы рассмотрим несколько ситуаций, при которых НДС безопаснее отнести на счет прочих расходов.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
17 июл 2019
Как ведется учет НДС по приобретенным ценностям
Учет НДС по приобретенным ценностям ведется на специальном бухгалтерском счете 19. Этот счет применяется независимо от того, осуществляет ли компания лишь налогооблагаемые операции или еще и необлагаемые. Как это происходит, подробно и на проводках покажем в нашей статье.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
11 июл 2019
Проводка "НДС принят к вычету": как отразить в учете?
Проводка «НДС принят к вычету» позволяет уменьшить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет. Поэтому бухгалтеру важно знать, как должна выглядеть такая проводка и в какой момент ее следует сделать. Об этом мы расскажем в нашей статье.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
09 июл 2019
Порядок отражения НДС по авансовым отчетам в бухгалтерском учете
Учет НДС по авансовым отчетам имеет ряд особенностей, которые основываются на наличии документов, представляемых подотчетным лицом. Например, право воспользоваться вычетом по НДС по авансовому отчету появляется в том случае, когда продавец выписывает счет-фактуру.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
01 июл 2019
Типовые бухгалтерские проводки по НДС: учет налога
Учет НДС предполагает не только отражение операций в регистрах налогового учета, но и на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерские проводки по учету НДС необходимы для правильной фиксации в учете этого налога при совершении различных операций. Как правильно провести в бухучете НДС при покупке или продаже товаров? Каковы особенности учета НДС у налоговых агентов? Какие проводки по НДС составить при возврате товаров? Рассмотрим типовые бухзаписи по учету НДС.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
21 июн 2019
Погашение долга по подотчету при увольнении
Долг по подотчету при увольнении должен быть возвращен каждым сотрудником, однако бывают и обратные ситуации. Что делать, если работник не хочет возвращать долги по подотчету при увольнении? Можно ли удержать долг из расчетных? Как учесть невозвращенный долг в бухгалтерском и налоговом учете? В данной статье рассмотрим ответы на эти и другие вопросы, расскажем о действиях работодателя и налоговых рисках.
Как правильно уволить сотрудника по разным основаниям?
19 июн 2019
Выплата премии после увольнения сотрудника
Выплата премии после увольнения сотрудника — событие нечастое, но вполне возможное. Рассмотрим, к каким последствиям оно может привести как для работодателя, так и для работника.

Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н

Основные требования к ведению (принципы) бухучета

Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии

Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты

 

Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н

Основополагающими нормативными документами по бухучету (БУ) в России являются закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н). Они закрепляют общие правила ведения бухгалтерского учета, а также регулируют вопросы составления бухгалтерской отчетности (БО). Это основа нашего бухгалтерского законодательства.

Подробнее о законе № 402-ФЗ читайте в этой рубрике.

Что касается конкретных правил по ведению бухгалтерского учета отдельных его объектов, то их устанавливают НПА более низкого ранга. Сейчас это ПБУ. Но с 2019 года их постепенно начнут замещать федеральными и отраслевыми стандартами. Планируется, что к 2022 году уже будут действовать 40 таких стандартов.

Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года, см. здесь.

Основные требования к ведению (принципы) бухгалтерского учета

Требования к ведению бухгалтерского учета, согласно закону «О бухучете» и Положению № 34н, следующие:

  1. Всеобщность «бухгалтерской повинности». Правом не вести БУ могут воспользоваться только предприниматели и частнопрактикующие лица, а также некоторые подразделения иностранных фирм.

ВАЖНО! Применяемый налоговый режим не влияет на обязанность ведения бухучета, но предопределяет его особенности.

О ведении бухучета при ЕНВД читайте здесь.

А упрощенцам будет полезна данная статья.

  1. Непрерывность ведения бухгалтерского учета — от создания организации до прекращения ее существования.
  2. Использование двойной записи по бухсчетам, включенным в рабочий план счетов организации.

См. «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец-2018-2019».

  1. Ведение бухгалтерского учета согласно сформированной и утвержденной учетной политике.

О том, как ее составить, рассказывается в материале.

  1. Раздельный учет затрат по обычной деятельности, капитальным и финансовым вложениям.
  2. Сплошное документирование, систематизация и накопление информации из учтенной первички в соответствующих бухгалтерских регистрах.

О регистрах БУ читайте в этой публикации.

А документам посвящена отдельная большая рубрика нашего сайта, в которой вы не только найдете разъяснения по заполнению, но и скачаете нужные вам формы и даже заполненные образцы первичных документов.

  1. Инвентаризация активов и обязательств.

См., например: «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

  1. Денежная оценка всех объектов БУ.

О правилах оценки статей баланса читайте здесь.

Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии

Ответственным за организацию и ведение бухгалтерского учета является руководитель компании. Прежде всего, он решает, кто непосредственно будет вести бухучет:

  • главный бухгалтер или другой сотрудник;
  • стороннее лицо по договору;
  • сам руководитель (допускается в организациях, имеющих право на упрощенный учет и, за некоторым исключением, в небольших по размеру компаниях).

Кроме этого, руководитель утверждает учетную политику, формы первичных документов, имеет решающее слово при разногласиях с главбухом по вопросам отражения в учете тех или иных операций (неся при этом всю ответственность за такие операции), подписывает отчетность и т. п.

Руководитель же избирает и способ, которым будет осуществляться ведение бухгалтерского учета (полный или упрощенный) — в тех случаях, когда это дозволяется законом.

Так, право на бухгалтерскую упрощенку имеют:

  • субъекты малого бизнеса;
  • НКО (за некоторым исключением);
  • участники «Сколково».

А запрет на ведение бухгалтерского учета по упрощенной схеме установлен для:

  • фирм, чья отчетность подпадает под обязательный аудит;
  • организаций определенных сфер деятельности (п. 5 ст. 6 закона «О бухучете»).

Об особенностях и преимуществах упрощенного учета узнайте из этой публикации.

Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты

К основным объектам БУ относятся активы и обязательства, источники финансирования, доходы и расходы.

Существенное место среди активов занимают внеоборотные. Прежде всего, это ОС и НМА. Стоимость таких активов, как правило, высока. А значит, ошибка в учете может дорого обойтись организации. Чтобы таких ошибок избежать, нужно четко представлять учетные правила. А они различаются, например, в зависимости от способа поступления объектов в организацию.

Организовать или проверить ведение бухгалтерского учета внеоборотных активов от поступления до выбытия вам поможет эта статья. В ней же вы найдете некоторые особенности налогообложения операций с ними.

Еще один вид внеоборотных активов — долгосрочные финансовые вложения. Это выданные займы, приобретенные доли других организаций, ценные бумаги. Как показывает практика, ведение бухгалтерского учета финвложений часто вызывает затруднения.

Помочь вам разобраться в их учете призвана наша статья «Бухгалтерский учет финансовых вложений — ПБУ 19/02».

Внеоборотку важно не только правильно оприходовать и списать. Следует также поддерживать сведения о ней в актуальном состоянии. И один из способов — переоценка.

О том, кто и когда должен переоценивать свои «длинные» активы и как это отражается в БУ, рассказывает данная статья.

Вторая составляющая активной части баланса — оборотные активы. В этой рубрике сайта вы узнаете, как отражать в учете:

Ведение бухгалтерского учета пассивов — не менее ответственное занятие. В пассиве отражаются источники финансирования и обязательства организации.

Самый первый источник финансирования деятельности фирмы, конечно же, ее уставный капитал. Фактически за счет него бизнес и стартует.

Материалы данной рубрики сайта помогут вам:

  • составить проводки по формированию УК;

Их вы найдете здесь.

  • оформить и отразить в учете продажу доли в нем;

Об этом — здесь.

  • грамотно уменьшить УК;

Порядок ищите в этой статье.

  • увеличить УК, к примеру, за счет чистой прибыли.

Читайте этот материал.

Чистая прибыль, кстати, тоже является значимым собственным источником финансирования. Ее можно направлять на развитие бизнеса или на выплату дивидендов, а также на формирование резервного капитала.

Подробнее об использовании и учете нераспределенной прибыли читайте здесь.

Другим собственным источникам посвящены статьи:

Однако, как правило, одними собственными средствами в бизнесе обойтись сложно. Поэтому компании привлекают заемные.

Что к ним относится и как они учитываются, узнайте из статьи «Заемные средства — это ...».

См. также: «Начисление процентов по договору займа - проводки».

И безусловно, еще ни одной компании не удалось избежать возникновения кредиторской задолженности. Из материалов данной рубрики сайта вы узнаете:

Это только часть материалов, которые могут помочь в учетной работе. Если вашего вопроса здесь не оказалось, посмотрите другие статьи по теме «Ведение бухгалтерского учета». Не нашли и среди них? Заходите к нам почаще. Возможно, при следующем пополнении в рубрику попадет то, что нужно именно вам.